Конец 1970-х - тихая, уютная эпоха Застоя. Газетные заголовки - однообразны и оптимистичны - "Дружбе крепнуть!", "Даёшь БАМ!", "Миру - мир!" и "Дорогами созидания". На конкурсе "Песня года-1978" - "Любовь, комсомол и весна" Л. Лещенко, "Песня первоклассника" А.Пугачёвой, "Обычная история" С. Ротару. На этом же конкурсе прозвучал и "День Победы", ставший впоследствии неформальным гимном ветеранов (хотя, песня была всенародно известна с 1975 года).
В дамской моде - мягкий, приталенный, но не подчёркивающий формы, силуэт. Актуальная длина - макси. Рукав - реглан, крупные пуговицы, яркие расцветки. Так называемые "сапоги - чулки", которые вызывали эстетическое наслаждение у маленьких девочек, доживали свой последний срок - в 1978 году их ещё можно было увидеть на "модных" москвичках, хотя Запад от них года два, как отказался... Но детям это было невдомёк - лично я совершенно серьёзно полагала, что, став взрослой, я буду носить непременно сапоги-чулки на высоченных каблуках.
Цитата из фильма: - Как вам сапоги? - Очень вызывающие, я бы такие не надела. - Значит, хорошие сапоги, надо брать...
Кстати, модная секретарша Верочка собиралась покупать именно такие - чёрные блескучие, на массивном каблуке. В кинохите 1977-1978 года - "Служебный роман", кстати, показана любопытная деталь - мини-юбки сотрудниц, мешающие работать товарищу Бубликову. Так вот, мини в те годы вообще были не в фаворе. Разумеется, их иногда носили совсем юные девушки (особенно почему-то этим отличались толстые старшеклассницы - чем толще попа, тем короче форма), но дресс - код запрещал ношение мини на работе.
Помню, как в нашей школе на фоне облачённых в мини-платья старшеклассниц, выделялась девушка Регина (фамилию не знаю). Так вот она носила какое-то сверх-МАКСИ, причём клешёное. Лично мне она казалась очень красивой, несмотря на то, что имела крупный шнобель, близко посаженные глаза и была вся усеяна конопушками. А всё почему? Потому что по совету секретарши Верочки прятала "неудачные ноги под макси", да и вообще, маленьким девочкам традиционно нравятся длинные платья - они для них символизируют "взрослость".
Однако вернёмся к фильму... В самом начале фильма есть примечательная сцена - по ней можно изучать историю моды. Ну та, где дамы из статистического управления наводят красоту. Первое, что бросается в глаза - тщательность, с которой женщины подводят глаза, брови и губы. Второе - бедность их арсенала (ну, за исключением Верочкиной приятельницы, у которой в руках, явно, французская тушь). Особенно умиляет (и пугает) красный (прямо из детского набора) карандаш для губ.
В этом же фильме можно увидеть и другие приметы времени - пиитет перед человеком, поработавшим за границей (особенно - в кап. стране); бытовые трудности, с которыми сталкивался рядовой гражданин СССР; неустроенность личной жизни многих "пролетариев умственного труда". Самохвалов, подаривший Верочке блок 'Marlboro' до такой степени потряс её воображение, что она забывает о ссоре с бой-френдом и звонит ему похвастаться...! А объявление, которое шокировало Калугину: "Продам колготки"? А диалог: "-Где гуся брали? - ...Там их уже нет". А марш-броски по магазинам во время рабочего дня?
Смотрите - Калугина в 36 лет ни разу не была замужем, Новосельцев в разводе с двумя детьми, Верочка живёт с бой-френдом, который время от времени от неё сваливает, Ольга Рыжова не настолько увлечена своим мужем, что готова забыться ради Самохвалова. ...Даже на радужном фоне "застойных" статей о высоком качестве жизни в СССР, выделялись проблемные публикации о колоссальном числе разводов в 1970-е годы.
Другой несомненный хит сезона - "Неоконченная пьеса для механического пианино". Несмотря на то, что он переносит нас в чеховскую 'Belle Epoque' он во многом отражает настроения 30-40-летних интеллигентов эпохи Застоя. Снобизм ("Чумазый играть не может!") соседствует в них с рефлексией, неустроенностью, отсутствием сил и желаний изменить то, что не нравится. И всё это - в благостных декорациях солнечной дачи с плетёными креслами, уютным чаепитием и задушевными беседами. Всё получилось весьма современно.
Критики советского образа жизни часто допускают в своей речи следующие выражения - "серая масса" и "серая толпа", причём имеют в виду не только социальную апатию, но и...цвет одежды. Враньё. Посмотрите тот же "Служебный роман" - Рязанов наснимал много сцен московской жизни. Такого количества красного и жёлтого в одежде не увидите даже сейчас. Что же до социальной апатии, то это тоже не совсем правда - наряду с формальными глупостями, типа митингов "Нет войне"! и "Осуждаем Кемп-Дэвидское соглашение!" существовал ажиотаж вокруг театральных премьер, да и очереди были не только за колбасой, но и в музеи.
...9 декабря 1978 года, Boney M. приехали на гастроли в СССР. Они выступали в концертном зале "Россия" в Москве, дали закрытый концерт в Кремле (!), а также в Концертной студии телецентра в Останкино. В программу входили все хиты группы, за исключением "Rasputin". Группа также отсняла материал на Красной площади для своего клипа. К гастролям Boney M. фирма "Мелодия" выпустила диск группы тиражом 100 000 экземпляров, который сразу же стал "дефицитным".
Билеты на концерты были распределены заранее и в свободную продажу не поступали, однако, они довольно быстро оказались в руках спекулянтов. Я помню тот ажиотаж, который царил вокруг гастролей группы, как люди были готовы заплатить треть своей зарплаты за право полюбоваться на звёзд европейского диско. А ещё вспомнилось, как моя мать возмущалась:"50 рублей за кривляющихся негров?!" На самом деле, 50 - это на галёрку, а партер стоил 100 рублей (при средних зарплатах 120 - 200 руб.) А мне вот Boney M. очень нравились, особенно на фоне пресных ВИА, поющих про Вологду или Беловежскую Пущу и официозных Кобзоно-Толкуновых.
Почему же вдруг Boney M., а не, скажем, ABBA? Причин, говорят, тут много. Во-первых, "угнетённые негры" - им почему-то "разрешалось" совершать непристойные (c точки зрения советской морали) телодвижения и петь 'Love! Love for sale!' Во-вторых, Фрэнк Фариан не испугался, вот они и приехали! А ещё ходили слуги, что Boney M. нравится Брежневу...
...Все, кому перевалило за 30, помнят ужас под названием "смотр стоя и песни". Сама идея, разумеется, ни у кого не вызывала отторжения, а вот исполнение... Школьников (не зависимо от возраста) оставляли после уроков и понуждали весело маршировать под "Три танкиста" в собственном исполнении. Особо ретивые классные руководители гоняли своих подопечных по 2-3 часа. Не знаю, как Вы, но я относилась к данному мероприятию, как к скучной обязаловке и потере драгоценного времени (не говоря уж о нервах).
...Помню, как в 1 классе меня послали в учительскую - за журналом. В учительской моему взору предстала самая милейшая картина - 5 училок сидели в кружок и вязали что-то из разноцветной шерсти. А вязали тогда все. Или почти все. Вязали дома - под бухтение программы "Время", в метро (тогда там ещё можно было сесть), и, что самое удивительное - на работе. Вязали кандидатши наук и телефонистки, работницы фабрик и директора школ. Связать тогда можно было всё - от традиционного свитера и детских пинеток до...свадебного платья и шляпы к нему же (их вязали из каких-то хлопчато-бумажных ниток).
Все, кто пишет о 1978 - 1979 гг., упоминают о страшной зиме, когда в Москве мороз достигал -45 градусов, а птицы замерзали на лету. Я, как человек не мерзлячий, перенесла ту зиму неплохо, а вот птицы... Помню, как в лесочке рядом со школой валялись замёрзшие насмерть вороны. Огромное число дохлых ворон...! Две мои подруги - Оля и Лена насобирали этих ворон и принесли домой - отогревать. Разложили на ковре и принялись ждать. Увы, птицы не ожили.
Недавно услышала такую фразу: "В конце 1970-х - в начале 1980-х 50% разводов происходило по вине мужского алкоголизма." Кстати, вот тут не буду спорить - пьяных тогда бродило много, особенно вечерами. Мои родители развелись по иным основаниям (советской деловой женщине оказалось нечего делать в отсталой феодальной Болгарии), но многие мои приятельницы были совершенно уверены, что это произошло по принине пьянства. Меня это крайне удивляло.
1979 год - это ещё и год ввода советских войск в Афганистан. Возникло словосочетание "интернациональный долг" и понятие "афганец". Помню, как моя мать, которая бывала в странах "третьего мира", сказала примерно такую фразу: "Зачем нужно тащить их всех в социализм. Ничего хорошего из этого не выйдет". Для неё это было вопросом не праздным - она некоторое время работала в Афганистане.
Кстати, действительно. В те годы "загибалось" Нечерноземье, а русские строили морские порты, заводы и мосты в какой-нибудь Замбалупе, обучая местных Тумбо-Юмбо молиться на октябрятскую звёздочку (вместо Великого Мганги).
Не знаю, у кого как, но лично у меня было по-настоящему солнечное детство. В нём нашлось место и для Аллы Пугачёвой, и для короны из мишуры на Новый Год, и для кваса, за которым было принято ходить с бидоном. Как говорила моя подруга Лена: "Если начали продавать квас, значит, наступило лето".
Кстати, об Алле Борисовне. У моей подруги Оли К. была старшая сестра Галина - супер-модная корпулентная барышня, которая носила вещи как на картинке западного журнала. Вот она-то была истинной фанаткой АБП, впрочем, в доме К. вообще относились к творчеству Аллы с большим пиитетом, поэтому, стоило "звезде" спеть что-нибудь новенькое, это становилось известно Ольге. Помню, как Оля с подругой Леной после школы часа два обыгрывали песню "Журавлик" - они размахивали руками-крыльями, видимо, изображая больших красивых птиц. В общем, дело кончилось тем, что Ольгин отец (строгий мужчина в усах и дублёнке) вышел во двор и за шкирку растащил припозднившихся девочек по домам...
Мои университеты...
Училась я на пятёрки, хотя поведение моё было не самым примерным, если честно. Так уж я устроена, что если мне скучно, я начинаю безобразничать. Это в старших классах я научилась тихо рисовать - в 1-2 классах я не особо церемонилась. Первая учительница у меня была дама симпатичная, но буйная, да, к тому же имевшая аллергию на духи, что меня сильно печалило в силу моей любви к Climat. Ко мне она относилась хорошо, хотя и орала. Во втором классе я попала к пожилой и нудной матроне, которая больше всего любила Владимира Ильича Ленина, тишину и прилежание. А не отличников. Поэтому меня она не любила, но пятёрки всё равно ставила.
Из фильмов мне нравились - "Соломенная шляпка", "Достояние республики", "Бриллиантовая рука", "Труффальдино из Бергамо", "Республика ШКИД", а ещё - программа "Кабачок 13 стульев", который категорически не переносила моя мать и каждый раз произносила: "Прекрати смотреть этих идиотов!" Не так давно я сделала неудачную попытку вспомнить детство. Меня хватило минут на...десять. Шутки "Кабачка..." показались мне не просто плоскими, а страшно тупыми!!! Гораздо хуже "Камеди Клаба" (так сказать "дочерней" программы).
В 1-м классе мне очень нравилась профессия учителя, я даже играла с куклами в "школу". Я разрезала тонкие тетрадочки пополам и это были кукольные "тетради". Ну, потом мы играли в "принцесс" (это само собой), прыгали в "резиночку" и в "классики" (тем, кому лет 16 , наверное, вообще не поймут, о чём это я). В "дочки-матери" лично я не играла и кукол в колясочке не возила.
Оля К., о которой я уже писала, как-то раз (начитавшись книг о Зое Космодемьянской), решила устроить ролевую игру на эту тему. Зоей самоназначилась сама Оля К., а меня назначила главной фашисткой. Я, видите ли, должна была её ловить, да ещё и пытать. Хренушки! Я обиделась и ушла. А вот летом 1979 года мы на даче играли в...Версаль Людовика XIV. Я была принцессой Генриеттой, между прочим. Так что все мои любимые маразмы родом из детства.
А вообще, в те годы мы реально ловили позитив! Обилие красного цвета (флаги, транспоранты, плакаты), оптимистичные прогнозы на будущее, чувство защищённости, прекрасные герои, типа майора Томина или Евгения Столетова ("...И это всё о нём") - всё это создавало у детей ощущение праздника. А ещё - 'Sunny' от Boney M и "Лето, ах лето!" от Аллы Пугачёвой. Что может быть лучше?